ВЕДЛОЗЕРО/КАРЕЛИЯ E-mail: fachwerkrussia@gmail.com Tel: +7 921 626 8687 (Мегафон) ПН-ПТ 8:00 - 18:00

22 февраля 2010 г.

Американский фахверк. Часть 2


Я подозреваю, что насчет фотографий в первой статье у кого-то возник вопрос: почему на американских фахверковых домах снаружи не видно каркаса? Ответ у меня есть, но обо всем по порядку.

Архитектурные традиции любого региона во многом обусловлены местными строительными материалами и климатом данного региона. В степях южной России, например, дома традиционно строили из самана – смеси глины с соломой. В горах Кавказа строители часто использовали камень, которым так богаты горы. Ну а в средней полосе России и дальше на север и на восток подавляющее большинство домов были деревянными; думаю, всем понятно, почему.

Когда вы слышите упоминание о глинобитном доме, каким он вам представляется? Скорей всего, приземистый, небольшой, белый, как будто придавленный сверху объемной соломенной или камышовой крышей. Дом горца на Кавказе мне представляется неброского серого цвета и похожим на крепость, прилепленную к склону горы. Бревенчатый дом нам представляется темным, с нестрогими, иногда даже неправильными, линиями бревен и резными наличниками на окнах. На этих примерах я хочу показать, что разные архитектурные формы неминуемо ассоциируются в нашем сознании с конкретным ландшафтом и на то есть веские причины. Трудно представить русский бревенчатый дом на средиземноморном побережье: там нет густых хвойных лесов с медведями, как нет и мужиков с топорами.

Фахверк не является исключением из этого правила и делится на разные типы и стили в зависимости от региона. Так, немецкий фахверк богат на узоры и раскосы, количество которых свидетельствовало о финансовых возможностях хозяина дома. Фахверковые дома в четыре-шесть этажей – нередкое явление в Европе. Еще одна интересная черта городского европейского фахверкового дома – это меньшая площадь первого этажа и постепенно увеличивающаяся площадь второго и третьего этажей. Эта черта объясняется высокими налогами на городскую землю в Европе на момент постройки таких домов. С помощью замечательных прочностных свойств древесины фахверк элегантно решил проблему увеличения площади верхних этажей. Сами по себе ни камень, ни глина решить эту проблему не способны. А для дерева это было нетрудно!

Вообще, в густонаселенных регионах Европы в 17-18 веках строительного дерева уже катастрофически не хватало. Мастера были вынуждены использовать любой материал, в том числе кривые и маленькие бревна. Поэтому в английских каркасах часто можно увидеть детали неправильной формы и дугообразный брус (crucks).

А теперь вспомним историю заселения Северной Америки. Одними из первых переселенцев в Америку были голландцы. Остров Манхэттэн, где теперь расположен город Нью-Йорк, поначалу принадлежал именно Голландии. Севернее, на нынешней территории канадской провинции Квебека, хозяйствовали французы. В северные штаты Миннесота и Висконсин, богатые хвойными породами, прибыли шведы и норвеги. В среднюю полосу США приехали немцы и амиши (протестантская секта из Германии и Швейцарии, которые и по сей день живут в США без электричества и ездят на лошадях). Наконец, огромное число иммигрантов приехали из Ирландии и Англии. Они расселились практически по всему побережью Атлантического окена, начиная с Новой Англии на севере (штаты Мейн, Нью-Гэмпшир, Вермонт и др) и заканчивая Джорджией на юге. Каждый мастер, прибывший в Америку из Европы, принес с собой в Новый Свет строительные традиции своей родины. Мастеров из Англии, Голландии, и Германии можно смело назвать основоположниками американского фахверка.

Как плотнику-профессионалу, мне чрезвычайно интересно, что чувствовал мой европейский коллега 200-300 лет назад, приехав из Старого Света в Новый. Позволю себе попробовать описать его чувства.

Европейские ремесленники, прибывшие в бескрайние просторы Америки, были потрясены. Здесь не было ни хозяев, ни оград, ни обработанных полей. Полей, как таковых, вообще не было, пока через некоторое время переселенцы обнаружили Великие Прерии в тысяче километров от берега океана. А был лес, и не просто лес, а девственный лес с сорокаметровыми дубами и пятидесятиметровыми соснами. Деревья в таком лесу растут не в ширину, а тянутся в высоту – к свету. В процессе роста дерева нижние ветки, недополучающие свет, отмирают и затягиваются. Длина ствола от земли до первых веток у зрелого дерева могла быть двадцать метров! Лучшим для плотника было прямое, до 60 см в диаметре, дерево, из которого можно было вытесать цельную продольную балку сечением 20 х 20 см длиной до 20 метров, и полдюжины столбов или лаг.

Зима в этих краях была суровой и многие поселенцы не переживали свою первую зиму. Когда они приезжали на голое место, где из строительного материала был лишь лес и иногда камень, а из инструментов были лишь топор и пила, архитектурных и инженерных вариантов сооружения жилья у них было не много. Не было ни кровельных материалов, ни кирпича. Гвозди были в большом дефиците, ибо ковались они тогда вручную, а кузниц было очень мало.

Как эта ситуация повлияла на современный американский фахверк? Во-первых, имея доступ к лесу практически любой длины и диаметра, плотники могли вытесать брус любого сечения и длины. Это позволило увеличить размер деталей и уменьшить их количество в каркасах. Поэтому американский фахверк кажется проще и массивнее европейского.

Во-вторых, работая только на себя и на скорость, простые переселенцы в Америку оставили всю декоративную сторону фахверка Европе. Резьба, хитрые узловые соединения, сложные архитектурные формы – все это было не нужно на новом месте. А нужна была практичность, долговечность и скорость изготовления. Этой логикой и объясняются простые линии и строгие прямоугольные формы американского фахверка.

В-третьих, холодные зимы заставили поселенцев отказаться от глины и камня в качестве заполнителя стен. Более того, кирпич был практически недоступен, поэтому его изготавливали на месте лишь для кладки каминов и печей. А стены и крышу, как правило, крыли гонтом или дранкой, колотой вручную. Изнутри стены обычно штукатурили, причем делали это не столько из эстетических соображений, сколько из практических: штукатурка закрывала многочисленные щели в стенах. Полости стен поначалу вообще ничем не заполняли, так как заполнять было нечем. Каркас в ранних американских домах практически не было видно, да он и не считался чем-то выдающимся, как в наше время. Так или иначе, история сделала свое дело и в наше время практически все фахверковые каркасы в Америке зашиты снаружи, но открыты внутри и являются доминирующей архитектурной чертой дома. Такой подход также гарантирует хозяину дома долговечность самого каркаса, который защищен от влаги и жаркого солнца. Сайдинг можно поменять через пару десятков лет, а каркас ведь не поменяешь. Такова логика американского фахверка.



Мой американский друг и коллега Тимоти Вилкинсон тешет ясень у себя в Огайо.


Девственный сосновый лес в южных атлантических штатах. Фотография сделана наверно в конце 19-го века.


Ранний американский фахверковый дом английского стиля.


Интерьер раннего американского дома.


Еще один ранний американский фахверк, явно победнее предыдущего. Доски кололи из бревен вручную.


Фахверковый дом в немецком городе. Заметьте разницу в площадях между вторым и первым этажами.

Комментариев нет:

Отправить комментарий